Образование и Воспитание

" Лучше свое отдать , нежели чужое взять"

21 ноября 2019

Министерство образования Республики Мордовия

ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии»

 

 

 

 

«ЛУЧШЕ СВОЕ ОТДАТЬ, НЕЖЕЛИ ЧУЖОЕ ВЗЯТЬ»

 

(открытая коррекционно-профилактическая беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Воспитатель группы 4-6 класса

ЛОБАЧЕВА В.И.

 

Инсар 2019г.

 

 

Цель беседы: 

формирование позитивных психологических установок, способствующих профилактике склонности к воровству у воспитанников.

Учить детей видеть разницу между своим и чужим.

Формирование понимания у воспитанников того, что совершая проступок, они не только нарушают Закон, но и причиняют боль своим родным и другим людям.

Задачи занятий:

  1. активизация личностной позиции и взгляда учащегося на рассматриваемую проблему;
  2. актуализация и коррекция нравственных и этических установок воспитанников;
  3. активизация процесса самопознания;
  4. выработка адекватного отношения к себе и своим поступкам;
  5. осознание воспитанников значимости каждой личности и его роли в социуме.

Участники: воспитанники коррекционной школы 4-6 класса

 

Ход урока

 

Добрый день ребята!  Сегодня у нас с вами,  очень значимая для вашей жизни беседа.

Слайд 1

Ребята, как вы думаете, каким должен быть настоящий гражданин нашей страны, нашей Родины?(ответы детей)

 –Значит, чтобы быть гражданином России надо быть: честным, порядочным, смелым человеком, горячо любить свою Родину, уважать и не нарушать Закон .

А какие поступки человек не должен совершать?

-Не курить , не пить, не воровать, не обижать маленьких, не губить окружающую среду, не убивать животных и т.п. (ответы детей).

-  Да эти поступки плохие, порочащие высокое звание человека.

_ Ребята , я вам прочту  одну притчу, а вы внимательно ее слушайте и все вместе затем проанализируем:

       Один молодой воин пришел к мудрому старцу и спросил его; « О мудрец, раскрой мне тайну жизни. В чем разница между небесами и адом?»

Мудрец на мгновение задумался и ответил: « Ты еще молодой и очень глупый. Как человек, подобен тебе, может понять такое? Ты слишком невежлив». Услышав такое , молодой воин рассвирепел. « Да за такие слова я готов убить тебя!»- закричал он и выхватил из ножен меч, чтобы покарать мудреца. В это же мгновение мудрец сказал: « Вот это и есть ад»  После этих слов молодой воин вложил меч в ножны. « А вот это и есть небеса»- заметил мудрец.

-О чем эта притча? ( ответы детей).

- Каждый из нас проживая среди людей совершает поступки с целью доказать свою правоту  или занять свое место в обществе. Часто это приводит к разногласию. Напомню ,что важным признаком человечества является способность регулировать свое поведение, свои поступки.

Слайд 2

Ребята , посмотрите на плакат, Что вы прочли? « НЕ  УКРАДИ».

-Как вы понимаете эти слова?

 Слайд  -3 

К высказыванию « Не кради « подберите похожие по назначению слова:

 ( не воруй, не бери чужое, не занимайся грабежом, не занимайся мошенничеством, не присваивай  себе чужое.)

 Слайд 5-8

- Сегодня мы с вами собрались поговорить об одной важной проблеме- о правонарушениях, которые совершают подростки и об их последствиях.

Тема нашей беседы « Лучше  - свое отдать, нежели чужое взять». Данная тема актуальна на сегодняшней день, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает о совершаемых им противоправных деяний, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям.

Слайд -9.

-Что значит «воровать»?

-Какого человека называют «вором»?.

-Почему люди воруют?

-Нужно ли наказывать за воровство?

-Какое наказание за воровство? – Вот об это обо всем мы сегодня с вами и будем говорить.

 прочтите значение слов: (Толковый словарь В. Даля С.И. Ожегова)

_   ВОРОВАТЬ,  ВОР, ГРАБЕЖ.                                                

 ВОРОВАТЬ-красть, похищать чужое, взять что-то тайком и присвоить себе.                         ВОР- мошенник, бездельник, обманщик, изменник, разбойник.

 ГРАБЕЖ- кража, хищение чужого имущества, сопровождающееся насилием.

Присвоить –завладеть, самовольно взять в свою собственность , выдать за свое.

Красть- брать тайком чужое, уносить или присваивать что тайком,  ;похищать, воровать.

ВЫВОД: (Вор, мошенник, грабитель,- это близкие по значению слова, которые указывают на человека, который взял что-то чужое и присвоил себе).

От кого в жизни вы слышали слова « НЕ КРАДИ»? ( от мамы, папы , учителя…

Слайд- 10

Посмотрите на эту книгу – это Библия. Библия- собрание текстов, которое является священным. В христианстве Библия содержит Ветхий и Новый Завет.(Найти в Библии-Исход 20;15)

Заповедь «НЕ КРАДИ» в стихах.

(Слайд-11 -12)

Восьмая заповедь-

«Не кради»

Тот, кто у людей забрал,

Вещи их, путем нечестным,

Человек тот вором стал,

Это будет всем известно.

Пусть не сразу, не сейчас

Все узнают эту тайну.

Бог покажет белу свету,

Явно за обман воздаст.

Слайд- 13.

Народная мудрость подтверждает;, 

а чтобы это  и понять , послушает притчи;

ПРИТЧИ (чтение притчи и анализ ее).

Притча о рыбаках.

На берегу  одной реки жили два рыбака со своими семьями У одного было много детей , а другой был бездетный Каждый вечер оба рыбака забрасывали свои неводы и шли спать. С некоторых пор стало так, что в сетях многодетного рыбака всегда оказывалось по две- три рыбины, а у бездетного- в изобилии. Бездетный рыбак из милости вытаскивал из своего полного невода по несколько рыбин и отдавал соседу. Так продолжалось долго, может  целый год. В то время как один из них богател, торгуя рыбой, другой едва сводил концы с концами, порой не имея возможности даже хлеба купить своим детям.

«В чем тут дело»? – думал несчастный бедняк. Но вот однажды, когда он спал, ему открылась истина. Я вился ему во сне некий человек в ослепительном одеянии, как ангел Божий и, сказал: « Скорее вставай и отправляйся на реку Там ты увидишь, почему ты беден. Но когда увидишь, не давай волю гневу».

Тут рыбак проснулся и вскочил с постели. Перекрестившись, он вышел к реке и увидел, как его сосед перекидывает рыбину за рыбиной из его невода в свой. От негодования вскипела кровь у бедного рыбака, но он вспомнил предостережение и смирил гнев свой. Немного остыв, он спокойно сказал вору ;»Сосед, может, тебе помочь? Ну что же ж ты мучаешься в одиночку!» Пойманный с поличным, сосед просто оцепенел от страха. Когда он пришел в себя, то бросился в ноги бедному и рыбаку и воскликнул; « Поистине, Господь указал тебе на мое преступление. Тяжко мне грешному!» И тогда отдал он бедному рыбаку половину своего богатства, чтобы тот людям о нем не рассказывал и в темницу не отправил.

ПРИТЧА О ЧАСАХ:

Один парень украл карманные часы и носил их в течение месяца. После этого он вернул часы  хозяину, признался в своем проступке и сказал; _- Когда бы я не вытаскивал часы из кармана и смотрел на них, я слышал, как они говорят:» Мы не твои; ты- вор.!»

ВЫВОД;   Господь Бог знает, что кража сделает несчастными обоих; и того , кто украл, и того, у кого украли. И чтобы люди, сыны  Его, не были несчастны, Премудрый Господь дал нам эту  заповедь:  «  НЕ УКРАДИ».

 

Ребята давайте вспомним рассказ  Н. Носова « ОГУРЦЫ»

Слайд 14-20

. «Огурцы» Носов Н. (чтение 1 части рассказа)

Работа по содержанию текста.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Что вы можете сказать о поступке Павлика и Котьки?

– За что мы осуждаем Павлика?

- Как мы можем назвать действие, которое совершили мальчики?

- Что такое воровство?

-Что значит быть вором?

Слайд-21

«ВОР»- человек, занимающий кражами, который ворует- ПРЕСТУПНИК.

«ВОРОВАТЬ»- преступно присваивать, похищать чужое.

-Значит быть вором и воровать – это преступление. А преступление наказывается.

Слайд-22

В старину воров наказывали. Как?

 (в одной стране вору отрезали ухо и прибивали его на дерево, в других- клеймили буквой «В» на лбу, в третьих отрубали кисти рук,  забивали гвоздь в пятку и т.п.

-_ В современном мире наказывают воров?

-Кто? (Правосудия)

Слайд -23

-В руках у меня книга…»Конституция РФ», в ней прописаны законы, по которым должны жить люди. А преступление наказывается по Закону. В Уголовном Кодексе России статья 158 записано:

Воровство-преступление, хищение чужого имущества. Наказание от 2-х лет и более. Хищение в особо крупных размерах карается от 10 – 15 лет тюрьмы с конфискации имущества.

Слайд 24.

Давайте послушаем, что понимается под воровством в Уголовном кодексе РФ

Под хищением понимается умышленное противоправное безвозмездное завладение чужим имуществом или правом на имущество с корыстной целью путем кражи, грабежа, разбоя, вымогательства, мошенничества, злоупотребления служебными полномочиями, присвоения, растраты или использования компьютерной техники. (УК РФ ст158)

- Что из этого следует? ( ответы детей , делают выводы).

Слайд 25

Делимся на 2 группы. Попробуйте теперь ответить на вопрос: почему люди берут чужое? (работа в группах) Выберите из предложенных вариантов подходящие.

Слайд 26.

 Сейчас вы попробуете ответить по группам на важные вопросы. Вам нужно из списка выбрать подходящую эмоцию.

Группа №1. Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, взявший чужое?

Страх разоблачения.

Тревога

Радость

Группа №2. Как вы думаете, какие чувства испытывает пострадавший:

Обида

Злость

Желание отомстить

Давайте послушаем ваши ответы.

Слайд 27,28,29,30.

 Последствия воровства.

Какими могут быть последствия даже мелких краж?

Школьник безнаказанно крадет мелочи: ручки, карандаши, ластик и т.д. Постепенно формируется привычка брать чужое. Впоследствии человек начинает совершать крупные кражи, становится преступником - вором.

- Где находятся преступники? Какие последствия воровства могут быть?

Позор на всю жизнь.

Недоверие окружающих.

Человек и не брал чужое, а указывают на него, так как провинился ранее.

Слайд 31-33

А сейчас давайте вернемся к рассказу Н. Носова «Огурцы».

– Предположите, что могло произойти дальше?

Чтение 2-4 частей рассказа.

– Понравился ли вам главный персонаж рассказа? Почему?

Слайд 34-35.

-Как на протяжении рассказа меняется состояние героя?

Составление схемы. На доску по очереди прикрепляются карточки со словами:

РАДОСТЬ (Когда он её испытывал?)

ОГОРЧЕНИЕ (А это было в каком эпизоде?)

СТРАХ, СТЫД (При каких обстоятельствах так поменялось настроение?)

ОБЛЕГЧЕНИЕ и РАДОСТЬ (Когда произошли эти изменения?)

Слайд 37-38

Если одолевает соблазн.

-Что делать, чтобы избежать воровство ? , что сделать если вы стали свидетелями воровства?

Потянулась рука за чужим, скажи себе: « Я не вор»! Остановись! Победи свой порыв! Подумай о том, как себя будет чувствовать пострадавший (от слова « страдать») Если взял чужое, незаметно верни. Больше брать не будешь.

Слайд 39.

ПОСЛОВИЦЫ;

Кто чужого желает, скоро свое потеряет.

Где нет правды, там и добра нет.

Лучше терпеть самому, нежели беду сделать кому.

На воре – шапка горит.

Воровать  - в беду попасть .

Кто ворует, - тот беды не минует.

Лучше свое отдать, чем чужое брать.

 

ИГРА :«Это я, это я , это все мои друзья»

Кто из вас поев в столовой, говорит – «Спасибо»-  повар?

----Это я, это я ,это все мои  друзья.

Кто из вас без разрешения съел у Саши все печенья?……

Кто из вас на день рожденья, сделал другу поздравленья?........

Кто из вас придя в свой класс, »Здравствуйте «-говорит тотчас.

Кто из вас на перемене, телефон украл  у Лены?........

 

 

 

Слайд 40-42

Рефлексия

В течении всей беседы вы были активны, правильно анализировали ситуации, а теперь попрошу выполнить следующее занятие индивидуального характера:

Продолжить предложение.» Не кради», потому что…(позорно, стыдно, не хорошо брать и присваивать чужое, преступление))

Выскажите свое мнение и закончите предложения:

Я сегодня понял, что воровать это…

Воровство – это....

Подведение итогов занятия

Что нужно запомнить на всю жизнь?

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего занятия, мы будем совершать только хорошие поступки, так как совершая проступок, мы не только нарушаем Закон, но и причиняем боль своим родным и другим людям. И мне хочется, чтобы не только Уголовный  кодекс РФ, но и мораль, нравственные нормы, Божественные заповеди стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности, так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем.

 Удачи вам!

 

 

 

Источники;

1.В.И. Даль Толковый словарь русского языка. М ;ЭКСМ,2015,893с.

2.С.И.Ожегов Толковый словарь русского языка М. »Русский язык»,1975.-846с.

3.Конституция РФ :ФЛП  2014-64с.

4.Библия. Исход-20;15, притчи.

5.Презентация-Источники Интернета.

6.(Карточки индивидуальной работы).

7.Иллюстрация- рассказ Н. Носова « Огурцы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа № 1

Как вы думаете, какие чувства испытывает человек, взявший чужое?

Страх разоблачения

Любовь

Тревога

Нежность

Радость

Жалость

Отчаяние

Гордость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это …

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это .....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это .....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

Я сегодня понял….

Я хочу, чтобы….

Воровство - это....

 

 

Группа № 2

Как вы думаете, какие чувства испытывает пострадавший?

 

Обида

Ревность

Злость

Надежда

Желание отомстить

Радость

Тревога

Восхищение

 

 

Николай Носов

Огурцы

Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не клевала. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород и набрали полные карманы огурцов. Колхозный сторож заметил их и засвистел в свисток. Они от него бежать. По дороге домой Павлик подумал, как бы ему дома не досталось за то, что он лазит по чужим огородам. И он отдал свои огурцы Котьке.

 

 

Котька пришел домой радостный:

- Мама, я тебе огурцов принес!

Мама посмотрела, а у него полные карманы огурцов, и за пазухой огурцы лежат, и в руках еще два больших огурца.

- Где ты их взял? - говорит мама.

- На огороде.

- На каком огороде?

- Там, у реки, на колхозном.

- Кто ж тебе позволил?

- Никто, я сам нарвал.

- Значит, украл?

- Нет, не украл, а так просто... Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.

Котька начал вынимать огурцы из карманов.

- Постой, постой! Не выгружай! - говорит мама,

- Почему?

- Сейчас же неси их обратно!

- Куда ж я их понесу? Они на грядке росли, а я сорвал. Все равно они теперь уже расти не будут.

- Ничего, отнесешь и положишь на той же грядке, где сорвал.

- Ну, я их выброшу.

- Нет, не выбросишь! Ты их не садил, не растил, не имеешь права и выбрасывать.

Котька стал плакать:

- Там сторож. Он нам свистел, а мы убежали.

- Вот видишь, что делаете! А если б он поймал вас?

- Он не догнал бы. Он уже старенький дедушка.

- Ну как тебе не стыдно! - говорит мама. - Ведь дедушка за эти огурцы отвечает. Узнают, что огурцы пропали, скажут, что дедушка виноват. Хорошо будет?

Мама стала совать огурцы обратно Котьке в карман. Котька плакал и кричал:

- Не пойду я! У дедушки ружье. Он выстрелит и убьет меня.

- И пусть убьет! Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор.

- Ну, пойдем со мной, мамочка! На дворе темно. Я боюсь.

- А брать не боялся?

Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты мне не сын!

Котька повернулся и медленно-медленно пошел по улице.

Уже было совсем темно.

"Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, - решил Котька и стал оглядываться вокруг. - Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет".

Он шел по улице и плакал. Ему было страшно.

"Павлику хорошо! - думал Котька. - Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему небось не страшно".

Вышел Котька из деревни и пошел полем. Вокруг не было ни души. От страха он не помнил, как добрался до огорода. Остановился возле шалаша, стоит и плачет все громче и громче.

Сторож услышал и подошел к нему.

- Ты чего плачешь? - спрашивает.

- Дедушка, я принес огурцы обратно.

- Какие огурцы?

- А которые мы с Павликом нарвали. Мама сказала, чтоб я отнес обратно.

- Вот оно какое дело! - удивился сторож. - Это, значит, я вам свистел, а вы все-таки огурцы-то стащили. Нехорошо!

- Павлик брал, и я взял. Он мне и свои огурцы отдал.

- А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен. Ну, больше не делай так. Давай огурцы и иди домой.

Котька вытащил огурцы и положил их на грядку.

- Ну, все, что ли? - спросил старик.

- Нет... одного не хватает, - ответил Котька и снова заплакал.

- Почему не хватает, где же он?

- Дедушка, я один огурец съел. Что теперь будет?

- Ну что ж будет? Ничего не будет. Съел, ну и съел. На здоровье.

- А вам, дедушка, ничего не будет за то, что огурец пропал?

- Ишь ты какое дело! - усмехнулся дедушка. - Нет, за один огурец ничего не будет. Вот если б ты не принес остальных, тогда да, а так нет.

Котька побежал домой. Потом вдруг остановился и закричал издали:

- Дедушка, дедушка!

- Ну что еще?

- А этот вот огурец, что я съел, как будет считаться - украл я его или нет?

- Гм! - сказал дед. - Вот еще какая задача! Ну чего там, пусть не украл.

- А как же?

- Ну, считай, что я тебе подарил его.

- Спасибо, дедушка! Я пойду.

- Иди, иди, сынок.

Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику через ручей и, уже не спеша, пошел по деревне домой. На душе у него было радостно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: